Версия для печати

Интерим-менеджмент: Самые мудрые поймут, что им нужно реанимировать кормильца – свой бизнес

«Самые мудрые поймут, что им нужно реанимировать кормильца – свой бизнес»

Автор: Алла Коняева,

партнер консалтинговой компании "AA&D Interim"

 

В чем нуждается компания в момент решения «остаться живой», так это в интенсивной терапии, осуществляемой командой опытных «реаниматоров».

Когда перманентно ухудшающаяся ситуация доходит до точки (у каждого бизнеса это происходит в свое время), компания должна делать сложный выбор: либо уходить с рынка, либо начинать радикально меняться, используя приемы, к которым не прибегала ранее. Как правило, решимость переродиться вызревает лишь после того, как в компании были предприняты все традиционные меры: все, что могло быть обрезано – было обрезано, все, что могло быть оптимизировано и реструктуризировано – было этому подвергнуто. И не принесло устойчивых результатов. Когда всем уже ясно, что потенциала интеллекта и опыта внутреннего менеджмента недостаточно для выхода из депрессии, следующим естественным шагом становится привлечение ресурса внешних помощников – организационных консультантов.

Однако, сегодня у собственников наблюдается высокая разочарованность в отечественном консультировании, поскольку во многих случаях оно сводилось к элементарной модерации стратегических сессий, завуалированной продаже конкретного управленческого решения или безперспективному симптоматическому лечению органа, когда больна целостная бизнес-единица. В первом случае в компанию «заходил» неспециалист в ее бизнесе. Он ограничивался ответственностью по организации процесса коллективного творчества управленцев компании в поиске новых видений. Такой подход был чаще всего провальным, поскольку команда, не наученная ранее сложной интеллектуальной работе совместного порождения новых стратегических решений, даже в идеально модерированных мозговых штурмах создает, как правило, тривиальный результат. Для получения которого совершенно необязательно было тратить деньги и общее время.

Второй вид консультирования обеспечивался людьми, которые отлично умеют делать что-то одно (например, оптимизировать логистические процессы, внедрять новые информационные базы). Заходя в компанию, они любую болезнь видели сквозь призму своей главной компетенции и в выборе способов лечения нею же были ограничены. Многие успешные отечественные компании кризис застал в фазе хаотического разрастания, в силу чего в них достаточно мест, нуждающихся в структурировании отдельных процессов. Но оптимизированный элемент в неоптимизированной системе может приводить к рассогласованию общей деятельности и более быстрому распаду компании в целом.

Третий вид консультирования, который доныне процветал в стране – одноборчество. В компанию приглашался опытный специалист с узкой экспертизой, например, финансовый директор, который мог совершенно оправданно констатировать отсутствие управленческого учета. Который благие времена, безусловно, необходимо строить. Но на это нужны недели, которых в нынешней ситуации кризиса может не оказаться. То есть, когда управление финансами будет отлажено и, работая как часы, в режиме реального времени проинформирует о клинической смерти организации - это будет пирровой победой.

В чем нуждается компания в момент решения «остаться живой» - это в интенсивной терапии, осуществляемой командой опытных «реаниматоров». Состав - специалисты высшей квалификации из разных отраслей: общего стратегического, и финансового управления, маркетинга и продаж, руководства человеческими ресурсами, закупками и производством (комплектация бригады осуществляется под диагноз состояния организации), сработавшиеся в порождении инновационных бизнес-решений. Они берут на себя ответственность за управленческие действия и обязательство произвести восстановление бизнеса. Важно, что они заходят в компанию не для того, чтобы навсегда замкнуть ее на свой управленческий ресурс. Их цель: научив руководящую команду предприятия жить самостоятельно по новым правилам, выработанным во время прорыва, спокойно уйти в следующие проекты борьбы за корпоративные жизни.

Такой подход называется «интерим менеджмент»: способ получить в организацию дополнительный сверхквалифицированный управленческий ресурс на ограниченное витальной необходимостью время. Причем ресурс, который в менее критической ситуации был бы избыточным. Собственник компании привлекает команду суперпрофессионалов для спасения бизнеса, отведения компании от края пропасти небытия. Необходимо подчеркнуть, что реаниматоры - не команда в обыденном смысле слова. В жизни они не обязаны любить друг друга, дружить, иметь общие внерабочие интересы. Это сообщество соединенных креативно-опытных потенциалов, умеющее получать новый интеллектоемкий продукт. Другими словами, в их коммуникации отсутствует отвлекающая составляющая межличностных отношений. Во время специальной подготовки они исключают из своей коммуникации эмоциональный фон взаимных претензий и амбиций, как компоненты, препятствующие продуктивному сотворчеству. Они принимают групповую ценность: команда приходит в нанявшую их компанию не строить себе рабочие места, вытесняя ее нынешние кадры. Зайдя в компанию, они должны очень быстро дать экспертную оценку ситуации, подобрать и немедленно осуществить комплексное реанимационное лечение бизнеса, «родить» и внедрить инновационные решения, которые позволят компании продолжить успешно вести дела. Классическая суть «интерима» – сдача звездной управляющей команды во временный наем. Если мы действительно хотим создавать прорывы, одного или двух специалистов недостаточно – состав должен быть комплексным и адекватным сложности ситуации. В организации, предоставляющей подобную услугу, звезд должно быть достаточно, чтобы комплектовать разнопрофильные команды под потребности заказа.

Активному внедрению услуг интерим менеджмента в Украине пока препятствует два обстоятельства: 1. Команды описанного качества сейчас только формируются. 2. У них не набраны «портфолио совместных историй успехов», что порождает естественную настороженность потенциальных потребителей. Однако, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Чтобы подготовить настоящие команды прорыва, кто-то должен потратить на это время и ресурсы. Сами управленцы высокого уровня должны захотеть рискнуть войти в звездное сообщество, обязующееся научиться думать и работать синергетично, руководствуясь совместными целями и ценностями. До кризиса это было практически нереально – все «звездные топы» были единолично успешны, востребованы, обеспечены благами внутри корпоративных иерархий. Лишь сейчас, когда многие лучшие специалисты лишаются работы потому, что так сложились обстоятельства в их индустрии (пример - инвестиционное или девелоперское направления), в их организации (собственник решил вывести капитал и закрыть предприятие), они готовы строить новую независимую карьеру. Мы долгие годы наблюдали становление и успехи этих профессионалов в рекрутинговом пространстве и знаем реальную цену их личностному и интеллектуальному потенциалам, опыту становления в разнопрофильных индустриях. За эти годы сформировалась латентная предпринимательская составляющая, которую они не имели возможности полноценно реализовать. А также понимание, что с одной стороны, их квалификация и опыт достаточно зрелы для реализации бизнес-прорывов, а с другой, что из корпоративных иерархий их вытесняли порой потому, что рано или поздно собственник начинал считать их успехи своими собственными. На фоне разочарованностей взрастала идея альтернативной модели карьерного строительства – через членство в командах привлеченныз управленце. В кругу единомышленников сделать непростую работу возвращения компании к жизни, и уйти с чувством исполненного долга, получив персональную добавочную стоимость бренда специалиста-спасателя.

Сегодня эти специалисты тренируются в создаваемых нами интерим-командах за свой счет, инвестируя собственное время, интеллектуальные усилия и опыт. Формируем мы эти команды тоже за свой счет, инвестируя веру, знания и передовые технологии.

Проблема многих наших компаний – они все еще лелеют иллюзию, что ситуация с их бизнесами чудесным образом наладится. Неприятно, но необходимо понять, что все возможное плохое уже произошло, потому что и с государством, и с миром это все уже произошло тоже. И если компании продолжат жить по-старому, они будут терять бизнес. Если бы проблемные компании были способны переродиться без внешней помощи, они бы это уже сделали. Но нежелание принять неприятность, как уже свершившуюся, удлиняет возвратный путь в благополучие. Сейчас настало время сказать себе: «Плохое случилось именно со мной», - чтобы появился стимул достать «заначку» и инвестировать в спасение своего бизнеса совместно с командой привлеченных профессионалов. Наша же задача – подготовить тех, чья помощь крайне необходима.

А деньги на эту услугу в Украине пока еще есть. Пока - потому что капиталы, которые многие собственники накопили в благие времена, не способны к самовоспроизведению в изменившейся макроэкономике. А вот к обращению в ничто – вполне. Идея, что банки будут быстро и надежно наращивать капиталы вкладчиков, не состоятельна. Единственным инструментом воспроизведения финансовой жизнеспособности компаний является сам бизнес. Самые мудрые собственники, у кого еще есть несколько миллионов сокрытых в ближних или дальних кубышках поймут, что разумнее на них реанимировать основного кормильца. Эти мудрые и есть потенциальными клиентами интерим-менеджеров - состоявшиеся украинские компании, с состоявшимися украинскими собственниками, которые не тешат себя иллюзиями, что «...барин сам увидит, что плоха избушка и велит дать леса». Потому что барин не приедет и леса не даст. Выход придется искать самим.


Источник: Интернет-журнал www.botexpert.com.ua

 

← перейти на главную страницу Интерим-менеджмент и специализация интерим-менеджеров.