ИНТЕРИМ МЕНЕДЖМЕНТ

Украина / Днепропетровск / +38 056 797 01 44 ... 063 797 01 44

Менеджер по вызову

Менеджер по вызову.

Ольга Абашкина
«Kadrovik.ru»

Сегодня в Европе появилась новая тенденция — внедрение в компанию внешнего специалиста для решения конкретной задачи. Казалось бы, этот процесс схож с приглашением бизнес-консультанта. Однако интерим-менеджмент — так называется это явление — имеет существенные отличия и преимущества, главное из которых — не предоставление рекомендаций относительно сложных ситуаций, а квалифицированная работа по их разрешению.

 

Для начала разберемся, что же означает это понятие. «Интерим» (от латинского «ad interem») — временно исполнять обязанности. Таким образом, интерим-менеджер — это человек, который приходит в компанию на определенный срок и профессионально решает конкретные задачи, поставленные перед ним руководством. В отличие от консультанта, он не просто советует — он действует. Сложные ситуации, которые возникают в организациях, могут быть самыми разными, поэтому у интерим-менеджеров имеются свои специализации. Например, одних привлекают к работе в период слияния компаний, а других — исключительно для решения конфликтных ситуаций в коллективе. Иногда интерим-менеджерам доверяют временное руководство предприятием в случае, когда основатели покидают его, а преемники еще не чувствуют достаточной уверенности в своих силах.

Быстрота и эффективность

Первые менеджеры «по вызову» появились в Голландии в 70-х годах прошлого века, и это явление быстро распространилось на всю Европу. В Великобритании и Швейцарии услуги такого рода очень востребованы, а Германия оказалась куда более традиционной в этом вопросе. Немецкие бизнесмены не любят посвящать посторонних в свои внутрифирменные дела и стремятся самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако сегодня жесткая конкуренция заставила даже самых консервативных руководителей взглянуть на это явление по-другому. Оказалось, что помощь квалифицированного интерим-менеджера зачастую приводит к более быстрому решению проблем и намного выгоднее для компании, чем попытка справиться со сложными ситуациями на свой страх и риск.

Профессор Рюдигер Кабст, специалист по HR-менеджменту германского университета города Гисена, считает, что интерим-менеджмент уже положительно зарекомендовал себя, несмотря на то, что это достаточно новый инструмент. Буквально за несколько лет он получил широкое распространение и стал привычным для компаний. Об этом красноречиво свидетельствует исследование, проведенное профессором. В 2005 г. кафедра, которой он руководит, провела опрос среди 300 организаций об использовании «временных» менеджеров. Выяснилось, что только 20% предприятий прибегали к их услугам, а 5% вообще не понимали, зачем это нужно делать. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась: по результатам последнего исследования более 60% опрошенных компаний пользуются услугами этих специалистов. Если говорить об отраслях, в которых наиболее востребован интерим-менеджмент, то, по данным Рюдигера Кабста, особенно часто менеджеров «по вызову» приглашают в автомобильной отрасли, машиностроении, строительстве и области телекоммуникаций. Всплеск активности наблюдается также в сфере финансов и здравоохранения.

Причины популярности

Распространение этой тенденции во многом связано с глобализацией экономики, которая выдвигает новые требования к бизнесу. В принципе, главное из них — это гибкость и подвижность в решениях. Международно-ориентированным компаниям, независимо от сферы деятельности, все чаще приходится прибегать к интерим-менеджменту, т. к. это обеспечивает высокую скорость преодоления любой управленческой проблемы. Статистические данные Союза немецких предпринимателей говорят о том, что эта отрасль услуг быстро набирает обороты: она увеличивается на 10% в год, а ее доходность сейчас составляет около 700 млн. евро. Прогнозируется, что к 2012 г. этот показатель достигнет 2 млрд. евро.

Однако у нас это явление пока не стало популярным. По большей части это связано с тем, что в нашей стране сравнительно недавно стали распространяться методы ведения цивилизованного бизнеса.

Интерим-менеджеры, кто они?

Как правило, интерим-менеджеры — это люди старше 50 лет, имеющие огромный профессиональный и жизненный опыт. Например, Петеру Шиндлеру 52 года, он по образованию юрист. Его последним местом работы перед тем, как он выбрал новую стезю, была всем известная компания «Нестле». Он занимал престижную и перспективную должность директора по персоналу одного из подразделений концерна. Однако через некоторое время у него появилось ощущение, что он занимается рутинной работой, поэтому он ушел в свободное плаванье и стал «HR-менеджером на час». Сегодня его нанимают в кадровые департаменты различных компаний, в основном, в сложные для организации периоды. Шиндлер решает конфликты, помогает пережить трудные ситуации, связанные с реструктуризацией, подбирает персонал. «Наконец-то я нашел себя!» — утверждает он.

Действительно, людям с огромным профессиональным опытом бывает тесно в стенах одной компании, и они могут найти себя в интерим-менеджменте. По данным исследования Ludwig Heuse, провайдера данного вида услуг, трое из четырех интерим-менеджеров чрезвычайно довольны новой профессией и чувствуют, что могут найти применение всем своим знаниям. Кроме того, эта специальность еще и высоко оплачиваема: гонорары интерим-менеджеров составляют в среднем от 700 до 3000 евро в день.

Несомненно, интерим-менеджмент — великолепная перспектива для опытных, образованных и успешных менеджеров, людей со связями и блестящими коммуникативными навыками. Для них это уникальная возможность принести пользу различным компаниям. Часто такими «свободными художниками» становятся руководители, которые отошли от дел собственной фирмы, их советы бесценны для многих начинающих и уже добившихся успеха бизнесменов.

Однозначные плюсы

Организации выгоден «пришлый» менеджер: он решает определенную задачу, его услуги оплачиваются по дням, и как только проблема снимается, расходы заканчиваются.

Неоспоримое преимущество приглашения интерим-менеджера — свежий, «незамыленный» взгляд на проблемы компании. Кроме того, у него нет обязательств перед коллективом и начальством, он находится вне интриг, и его цель — исключительно поиск верного решения.

Новые лоцманы

Обычно с «временным» сотрудником заключается контракт на фиксированный срок: он может составлять и 3 месяца, и год. Когда задача выполнена, специалист уходит на новый проект в другую фирму. Многие интерим-менеджеры сравнивают себя с лоцманами и говорят о своей профессии так: «Мы ведем корабль-компанию на трудных участках пути, обходя мели и рифы, но как только опасность остается позади, — сходим на берег, а организация идет дальше сама».

У крупных концернов обычно есть целый «заповедник» различных специалистов, которых они могут привлечь для решения той или иной конкретной задачи. Даже в Германии, где к этому явлению, как указано выше, до сих пор относятся с осторожностью, сейчас насчитывается более 30 посреднических фирм, которые помогают найти нужных интерим-менеджеров. Точное их количество неизвестно, но, по разным оценкам, их в стране уже более 50 тысяч, причем 70% — действительно опытные и талантливые специалисты, способные принести пользу любой компании.

Сегодня основные потребители услуг интерим-менеджмента в Европе — организации с оборотом от 100 до 500 млн. евро. А небольшие фирмы пока весьма сдержанны по отношению к чужакам, они опасаются, что посторонние не смогут решить их проблемы. Однако эта ситуация в связи с глобализацией экономики и сильной конкуренцией в последнее время заметно меняется, и, вероятно, совсем скоро интерим-менеджмент станет обычным явлением в жизни каждой компании.

 

Подготовлено по материалам www.hr-portal.ru

← перейти на главную страницу сайта "Интерим-менеджмент"

 

 

 

 

 


УКРАИНА / ДНЕПРОПЕТРОВСК / +38 056 797 01 44 ... 063 797 01 44